Построен в 1976 г. на месте старого здания, существовавшего со времён постройки Турксиба (1928 год). Строгое в своей архитектуре, сооружение выходило на привокзальную площадь протяженной, отделанной мрамором колоннадой. За ней находился просторный зал ожиданий, где с потолка, украшенного декоративными алюминиевыми чешуйками, свисали хрустальные канделябры. С одной стороны зала этажи вокзала соединяла изящно изогнутая лестница.
Авторы проекта: архитекторы С. А. Мхиторян, З. М. Солдатова, инженер С. А. Филиппов. Является образцом современной гражданской общественной архитектуры (памятник местного значения от 26 января 1984 г.).
Пропускная способность — 6650 пасс/сутки. Время работы — круглосуточно. На станции вокзала Алматы-1 формируются поезда до Актобе, Костаная, Караганды, Павлодара, Новосибирска, проходят все поезда, сформированные на станции вокзала Алматы-2, а так же транзитные: Новосибирск-Ташкент, Новокузнецк-Бишкек, Семей-Кызылорда. Служит основным пунктом отправления пассажиров в пяти направлениях: Туркестан, Локоть, Ченгелды, Луговая, Мойынты в прямом, местном и международном сообщении. Вокзал отличается лаконичностью архитектурных форм, отделан витражами с аллюминиевыми переплетами. Вокзальные службы: 1-й этаж-кассы, 2-й и 3-й — залы ожилания, ресторан. В подвальном помещении камеры хранения. Пассажирские платформы связаны со зданием туннелями.
Привокзальная площадь украшена памятником Алиби Жангильдину (скульпторы супруги Т. Досмагамбетов и О. Прокопьева удостоены Госпремии республики в 1976 г.). Площадь открывает по протяженности Алматы самый длинный до 17 км пр.С.Сейфуллина (с 1962 г.).
Передний фасад здания после реконструкции 2006-2007 года изменился только в отделке, теперь его покрывает алюкобонд, а в витражах стоит ярко-зелёное стекло. Крупнейшие перемены произошли с вокзалом со стороны путей. Тут к нему оказались пристроены разные башенки с куполами, ризалиты, не оставившие и на намёка на прежний облик. Изменился и интерьер, где теперь доминирует внушительный миндалевидный канделябр.