В 1911 году гражданин Великобритании Уильям Тюлип купил три дома в квартале между улицами Пагари, Пикк и Лайя. Участки были объединены, а расположенные здесь раннесредневековые постройки снесены. Новое крупное торгово-жилое здание было построено в 1912 году по проекту архитектора Ганса Шмидта. По своим масштабам и архитектурному стилю он скорее напоминает архитектуру Риги или крупных городов Центральной Европы, что в Таллинне совершенно необычно. Дом, арендованный Тюлипом, был признан пригодным для резиденции управления морской крепости и куплен для нужд Российского государства в январе 1917 года. Здание, перешедшее во владение Эстонской Республики в 1920 году, было передано Военному министерству. Помимо министерства, в здании располагались также военный штаб и помещения Комитета истории Освободительной войны — кабинет, библиотека и архив на цокольном этаже. 09.10.1940 г. здание было передано НКВД. В немецкое время здесь находилась внутренняя дирекция эстонского самоуправления. С восстановлением Советской власти прежняя деятельность продолжилась; большую часть 1940-50-х гг. Большая часть находившегося в здании архива КГБ исчезла с возникновением Эстонской Республики. Сегодня здание отреставрировано и используется как жилой дом.
Несущие стены пятиэтажного дома с высоким цоколем выполнены в виде кирпично-плитной конструкции. Цоколь отделан кусковым камнем, первый этаж полированным камнем. II-V этажи оштукатурены. Низкая скатная крыша изначально была покрыта бетонной черепицей, а теперь покрыта стальным листом. Главный фасад со стороны улицы Пагари с двумя торжественно оформленными входами имеет два полукруглых и два квадратных эркера, занимающих три этажа. В 1950-х годах здание Министерства внутренних дел, построенное через дорогу на участке Пагари 2, было соединено со зданием Пагари 1галереей на втором этаже, перекрывающей один из квадратных пролетов. Аналогично, но без парадных входов, решены более узкие фасады улиц Пика и Лайя. Уличные фасады украшены лепными медальонами и досками с орнаментом под окнами, балконы с металлическими и каменными бордюрами. После постройки на 2-5 этажах здания располагались квартиры, в больших квартирах 1 этажа располагались также служебные или приемные помещения общественного назначения. На цокольном этаже были помещения для магазинов или мастерских, складские помещения для верхних квартир и 2-4 квартир. Позднее первоначальное планировочное решение было изменено, адаптировав его под власть: помещения одного этажа соединялись друг с другом длинными коридорами. В соответствии с назначением здания к первому и цокольному этажам пристроены архив, арестантская комната, столовая и т.д. Особенно ценны и заслуживают сохранения подвалы, где до сих пор сохранилась тюремная система времен КГБ. В интерьерах сохранилось несколько ценных деталей: панельные двери, лестницы с перилами и поручнями, лифты в парадных и кухонных подъездах, бетонные плиты лестничных и коридорных перекрытий, паркетные полы в жилых комнатах и вентиляционные решетки в полах, потолочные наборы, и т.п. Главный фасад дома выходит на улицу Пагари.
Да и само по себе здание не Бог весть что, - не считая приятного состояния, - по превью было подумал, что это советское послевоенное, а не доходный дом.
Цитата (Демьян Филимонов, 14.10.2015): > Да и само по себе здание не Бог весть что, - не считая приятного состояния, - по превью было подумал, что это советское послевоенное, а не доходный дом.
Там вся фишка и все понты (в т.ч. и ценник), в истории. В профиле я написал всю историю) Ну и бонус, здание поссоседству (совмещенное, кстати). Все. Более, по-моему, ничего))
Цитата (Демьян Филимонов, 14.10.2015): > по превью было подумал, что это советское послевоенное, а не доходный дом. Та не, куда там, в послевоенное время уже так не делали. Либо плоский фасад либо куча дубового декора.
Ну а вид достаточно типичный для 1910-х годов, в те времена архитектура была достаточно сдержанной, наверняка предназначался для чиновников, адвокатов, врачей, конторских работников и т. д..
> Та не, куда там, в послевоенное время уже так не делали. Либо плоский фасад либо куча дубового декора. >
Да и здесь не видать особого развития: эркеры, да еле-еле намеченные ризалиты, вот если на это посмотреть: http://domophoto.ru/photo/16476, то скорее подумаешь на что-то дореволюционное, хоть и не в лучшем вкусе, или вот ещё: http://domophoto.ru/photo/7361, это и вовсе типовуха, подобное можно увидеть и во Владимире, и в Ярославле, но всё же не хуже того, что построил г-н Шмидт, особенно если в порядок привести. В почти соседней Риге здания на углах кварталов архитекторы украшали угловыми башнями, или эркерами в форме башен, и такие же невзрачные дома приобретали Облик.
На мой взгляд всё-же хуже, у Шмидта более деликатный декор, здание не очень то и воспринимается массивным. На счёт башен - всё зависело от того насколько архитектор хотел заглубиться в историзм. Это здание ближе к модернизму чем упомянутые. В те времена уже были известны работы Лооса и Ле Курбюзье, многие архитекторы всё больше испытывали искушение сотворить что-нибудь в стиле функционализма.
В Австрии в основном строили такие здания, как на представленном фото, а очень почитаемый профессор Отто Вагнер пошёл ещё дальше, заменив лепные украшения различными облицовочными материалами.
На счёт ссылок - на первой фотографии действительно интересное здание, а на втором - просто эркеры на голом фасаде.
Не скажите, арка с кессонами - на своём месте, превращая декорированную коробку, банальную типовуху в композицию. И шмидтовскому дому не хватает своей изюминки, чтобы не быть просто коробкой с дорогими квартирами, - на такую-то роль даже 447С сгодится.
Цитата (Демьян Филимонов, 14.10.2015): > арка с кессонами - на своём месте, превращая декорированную коробку, банальную типовуху в композицию Это гигантизм. И всё равно арка проблему голого фасада не решила. Советская неоклассика в 1950-х годах изживала себя, что хорошо видно по этому зданию. Полный тупик и упадок.
Цитата (Демьян Филимонов, 14.10.2015): > И шмидтовскому дому не хватает своей изюминки, чтобы не быть просто коробкой с дорогими квартирами Всё зависит от местоположения. В контексте общего направления это типовуха, но в рамках архитектуры Таллина - выдающееся здание.
Цитата (Демьян Филимонов, 14.10.2015): > на такую-то роль даже 447С сгодится. Большинство доходных домов - это коробки покрытые декором, 447С - и его не имеет. Весь же вопрос как декорировать.
1. Бесспорно, или кто-то ждёт духовности и художественности от ксерокса? 2. Тоже бесспорно: всё должно пониматься в контексте; так, например, нацизм в контексте Европы 1930-х годов всего лишь одно из широко распространённых в то самое время в той самой Европе тоталитарных учений, а в контексте истории XX века - чудовищнейшее явление.
Посилання