Воскресенский Новоиерусалимский мужской ставропигиальный монастырь
В комплекс входят Собор Воскресения Христова в Новоиерусалимском монастыре и Церковь святых равноапостольных Константина и Елены
Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (1656—1685) — крупнейшее строительное начинание патриарха Никона. Его идея состояла в том, чтобы воспроизвести «в меру и подобие» храм Гроба Господня в Иерусалиме. Чертёж и модель храма были даже специально привезены в Москву.
Место также было выбрано не случайно. Царь Алексей Михайлович, побывав в селе Воскресенском заметил: «…место сиа… У понеже прекрасно, подобно Иерусалиму». Однако Иерусалимский храм XII века показался патриарху слишком скромным. Он распорядился украсить возводимый собор сообразно высокому достоинству русской патриархии и вкусам своего времени. Убранство Новоиерусалимского собора состояло из многоцветных изразцов, из которых в интерьере сложены целые иконостасы, а снаружи — наличники, порталы, завершающие стены пояса-карнизы.
Основную часть сложного комплекса составляла огромная полуротонда, переходящая на уровне второго этажа в цилинцр, увенчанный кирпичным шатром. К ней примыкали главный четырёхстолпный храм, завершённый мощной главой, семиярусная столпообразная колокольня, было устроено 29 приделов (а первоначально их преполагалось 365 — по числу дней в году).
Зодчими собора были московские мастера Аверкий Мокеев, Иван Белозер и другие, а изразцовое убранство выполнено руками белорусов из Копоса и Мстиславля — Петра Иванова Зборского, Игнатия Максимова. Шатёр Новоиерусалимского храма, диаметр основания которого составлял 23 м, а высота 18 м, был крупнейшим техническим достижением своего времени. В 1723 году он обрушился вследствие пожара, а в середине XVIII века был заменён деревянным, который просуществовал вплоть до разрушения монастыря фашистами в 1941 году.