Пермь, Комсомольский проспект, 4
Местонахождение: | Россия, Пермский край, Пермь, Комсомольский проспект |
Серия: | Православные храмы |
Архитекторы: | Васильев П. Т., Свиязев И. И. |
Этажность: | 1-2 |
Строительство: | 1798—1819 |
Стиль: | Классицизм |
Текущее состояние: | Используется |
Название/назначение: | Спасо-Преображенский Кафедральный собор |
Пермская государственная художественная галерея с 1931 года помещается в самом крупном здании старой Перми — кафедральном соборе, выстроенном в стиле русского классицизма. Собор входил в ансамбль Спасо-Преображенского монастыря.
В 1775 году Пыскорский Спасо-Преображенский монастырь был упразднен, а после открытия в 1781 году Пермского наместничества по ходатайству генерал-губернатора Пермского и Тобольского Е.П. Кашкина. Для строительства монастыря было выбрано место на Егошихинской горе (д. Горки). Однако в 1789 году генерал-поручик А.А. Волков решает строить монастырь на высокой горе Слудке.
Здание собора было заложено в 1798 году. Для строительства использовались кирпич и железо из разобранных построек Пыскорско — Ласьвинского монастыря, к тому времени пришедшего в упадок. Из этого же монастыря был привезен уникальный резной (из дерева) иконостас, выполненный крепостными мастерами в XVIII веке.
В 1818 году закончилось строительство летней части собора, а годом позднее и зимней. Обе части собора были соединены между собой и составляли единое целое.
На проект колокольни был объявлен конкурс. В нем принимали участие губернский архитектор П.Т. Васильев и известный зодчий Луиджи Руска. Из экономических соображений местные власти предпочли проект П.Т. Васильева. Но при возведении колокольни выявились дефекты проекта: в стенах первого яруса появились трещины. В результате проект колокольни пришлось переделывать. Окончательный вариант выполнил архитектор И.И. Свиязев.
Отдельно стоящую 67 — метровую колокольню начали сооружать в 1818 году, строилась она 14 лет артелями каменщиков, состоящими из крепостных крестьян.
В 1853 -1854 гг. губернским архитектором Г.П. Летучим был сделан проект реконструкции собора, который включал в себя следующие работы: отдельно стоящие колокольня и собор соединяются крытой наземной галереей; колокольня с южной стороны получает еще одну галерею, соединяющую ее с архиерейским домом. Эти изменения учитывали уже сложившуюся ранее планировочную структуру, при этом позволяли добиться большего единства архитектурных форм, приблизив ансамбль к стилю русского классицизма начала XIX века. В результате реконструкции собора Стефаньевский храм был увеличен. Претерпел изменения и храмовый интерьер. Мраморный иконостас был "поновлен и украшен золоченою резьбою, а своды и стены в приличных местах украшены живописными изображениями святых". Колокольню соединили с собором и архиерейским домом (ныне краеведческий музей) крытыми галереями, у алтаря летней части собора были устроены два придела. Но реконструкция, намеченная по плану, не была доведена до конца: колокольня не получила дополнительного яруса, форма крыши летней части собора осталась без изменений.
В 1892 -1893 годах архитектор А. Б. Турчевич провел еще одну реконструкцию здания. С южной и северной сторон переходной галереи (между собором и колокольней) делаются два придела и увенчиваются главками с луковичными завершениями.
В 1895 году в северо-восточной части архитектурного комплекса были выстроены два двухэтажных дома для "братствующих". Они также входили в общий ансамбль кафедрального собора.
Построенный в начале XIX века к концу столетия он уже не отвечал своему назначению как главный городской собор. После того как были сделаны каменные пристройки к зимнему Стефаньевскому храму, полезная площадь его значительно увеличилась. Длина теплого придела составила 19 сажен, ширина в восточной части 6,5 сажен, в западной 11 сажен, высота 4,5 сажен. Во всю ширину западной стены храма были устроены хоры. Паперть, находящаяся ранее в переходной галерее, перенесена было под колокольню (длина 5 сажен, ширина 2,4 сажен). После произведенного в эти годы расширения собор стал пятипрестольным.
В новых приделах были установлены иконостасы, небольшие, двухъярусные, с одинаковым числом икон в каждом. Иконостасы были резаны из елового и липового деревьев и позолочены. Иконостасы, очевидно, были выполнены в специальном иконостасном заведении г. Перми, открытом во второй половине XIX века Алексеем Николаевичем Мамаевым. Внутри северного и южного приделов стены и своды были выкрашены масляной краской. Больших сюжетных композиций, подобных росписи летнего Спасо-Преображенского собора, здесь не было. На сводах, колоннах и в простенках между окнами были даны изображения отдельных святых. Стены и свод Стефаниевского храма были "украшены живописными изображениями разных событий из священной и церковной истории, святых угодников, а также орнаментами". В июне 1899 года стены паперти расписываются сценами из жизни св. Стефана Пермского.
В 1901 году строительно-техническое бюро А.Б. Турчевича возвращается к начатой в 1892 году реконструкции собора. В эти годы были проведены следующие работы: увеличено левое крыло колокольни (помещение ризницы), по длине оно стало равно правой переходной галерее, ведущей в архиерейский дом. Оба крыла получили одинаковое одноэтажное оконное членение. Два крыльца, находящиеся с фасадной стороны архиерейского дома, были убраны, а вход перенесен в угловую часть.
Последующие реконструкции здания касались только внутренней части самого помещения, которое приспосабливалось для музейного дела.
В 1931 году, после передачи здания собора Пермской художественной галерее, архитектором Н.А. Шваревым был выполнен проект реконструкции интерьера. Базиликальный план собора позволил перейти к анфиладному решению пространства за счет установки продольных и поперечных (частично) перегородок.
9 мая 1946 года шпиль колокольни сгорел от попадания в него осветительной ракеты во время праздничного салюта. В 1946 — 1947 гг. шпиль восстановили, но уменьшили в размерах.
В 1957-1958 годах летняя часть собора получила трехэтажное деление (проект архитектора Д.Я. Рудника). В эти же годы в здании выполнены все виды внутреннего благоустройства. Фасад здания получил традиционную для классицизма окраску.
В 2001 г. к капитальному ремонту здания приступила фирма "Яшин и партнёры", известная в Перми как работающая преимущественно по ремонту и реставрации зданий — памятников истории и культуры. Уже на первом этапе работ в "Шишкинском" зале галереи реставраторы обнаружили древние росписи стен, которые было решено более не скрывать от посетителей. Для исследования и экспертизы росписей в Пермь был приглашён московский художник-реставратор А.С. Чепурной.
Здание кафедрального собора и примыкающее к нему здание архиерейского дома составляют единый ансамбль, дошедший до наших дней почти без изменений. Он является памятником архитектуры федерального значения и находится под охраной государства.
В настоящее время Пермская художественная галерея размещается в самом крупном здании старой Перми — в Кафедральном Спасо-Преображенском соборе, построенном в стиле русского классицизма. В 1920-х годах в обширных помещениях собора разместилась Пермская государственная художественная галерея, для нужд которой в основном объеме и трапезной с приделами в 1957-58 годах были устроены перекрытия, разделившие указанные части храма соответственно на 3 и 2 этажа, а стены храма повсеместно покрыты масляной краской. В начале сентября начался ремонт. Все экспонаты бережно поместили в специальные хранилища. |
|
|
2022
2021
2021
2020
 |
1 февраля 2020 г. Автор: TORMOZZ Copyright ©
|
 |
1 февраля 2020 г. Автор: TORMOZZ Copyright ©
|
 |
1 февраля 2020 г. Автор: TORMOZZ Copyright ©
|
2020
2019
 |
Пермь, Екатерининская улица, 114 — Административные здания Пермь, Улица Куйбышева, 16 — Многофункциональные комплексы Пермь, Комсомольский проспект, 3 — Серия 1-447С, проект 1Р-447С-25М Пермь, Комсомольский проспект, 7 — Серия 1-447С, проект 1Р-447С-25М
5 сентября 2019 г. Автор: TORMOZZ Copyright ©
|
2019
2017
 |
28 декабря 2017 г. Автор: TORMOZZ Copyright ©
|
2017
2016
 |
4 ноября 2016 г. Автор: TORMOZZ Copyright ©
|
 |
20 марта 2016 г. Автор: TORMOZZ Copyright ©
|
 |
20 марта 2016 г. Автор: TORMOZZ Copyright ©
|
2016
2015
2015
2013
2013
2011
 |
25 мая 2011 г. Автор: TORMOZZ Copyright ©
|
 |
Спасо-Преображенский Кафедральный собор
12 мая 2011 г. Автор: TORMOZZ Copyright ©
|
2011
2010
 |
10 августа 2010 г. Автор: TORMOZZ Copyright ©
|
 |
Вид из Зоопарка
10 августа 2010 г. Автор: TORMOZZ Copyright ©
|
 |
Пермь, Комсомольский проспект, 2 / Улица Окулова, 3 — Проекты 2-этажных домов до 1920 года Пермь, Комсомольский проспект, 1 — Казармы Пермь, Улица Окулова, 4а — Проекты домов до 1920 года Пермь, Улица Окулова, 2а — Хозяйственные, служебные, подсобные сооружения
16 февраля 2010 г. Автор: TORMOZZ Copyright ©
|
2010
1975
 |
Пермь, Монастырская улица, 57 / улица Куйбышева, 4 — Серия 80 (кирпичные), проект 164-80-4 Пермь, Улица Куйбышева, 6 — Проекты 2-этажных домов до 1920 года Пермь, Монастырская улица, 53А — Серия 1-447С, проект 1-447С-4, 1-447С-4/60 Пермь, Комсомольский проспект, 3 — Серия 1-447С, проект 1Р-447С-25М
Вид на центральные улицы, г. Пермь. / ГАПК. Ф. р-1789. Оп. 1. Д. 122. Л. 12.
1975 г. (примерно) Прислал Камарека Copyright ©
|
Показано изображений: 26 из 26
За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.
Вы не вошли на сайт. Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
|